Признаться откровенно, изначально я планировал написать общий материал по The International 2022 по Dota 2 и в целом разобрать турнир и его организацию. Естественно, вырисовывался довольно мрачный материал с заголовком по типу «The International 2022 — худший TI в истории, как мы до такого докатились». В нем вновь пришлось бы рассказывать об утраченной атмосфере праздника и об умельцах из PGL, которые не могут настроить звук и установить звукоизолирующие кабинки, зато всегда способны уронить официальный стрим на финальной карте. А еще про отвратительный шоу-матч, плохой Battle Pass, провальный призовой фонд, отсутствие аналитиков на месте проведения, всего два дня на стадионе и еще кучу других проблем. Но обо всем этом мы и так неустанно писали на протяжении трех недель. Какой смысл очередной раз сетовать, как мы разочарованы The International и что турнир вышел будничным и не оправдал наших ожиданий? Да и поливать помоями PGL уже тоже надоело, все равно судьбу ТО в контексте Dota 2 будет определять исключительно Valve. Все проблемы и недочеты TI11 уже сотню раз пережеваны, так что, вместо того чтобы поднимать их в 101-й, давайте вспомним позитивные моменты этого The International. К сожалению, они не спасли турнир, но они были. И, возможно, в будущем некоторые из них станут подспорьем для чего-то более успешного.
MATUMBAMAN сам по себе стал украшением турнира
Азиатская публика — огонь
Вот к кому точно не может быть претензий на The International 2022, так это к болельщикам. А ведь с ними на турнирах серии TI не всегда все так просто. Да, на прошлом чемпионате из-за ковидных ограничений их не было в принципе, но давайте вспомним TI9, тогда весь интернет жаловался на китайских фанатов, которые топили только за своих и почти потеряли интерес к финалу, когда PSG.LGD уступила Liquid. Я не считаю, что встречать гробовым молчанием хайлайт игрока, который только что уничтожил твой любимый клуб, плохо, но так или иначе это сказывается на общей зрелищности и атмосфере. Если копнуть еще глубже, то на предыдущих TI частенько бывали ситуации, когда во время плей-офф в зрительном зале хватало пустых мест, и это было заметно.
В Сингапуре публика была крайне активной и позитивно настроенной ко всем участникам. А ведь команды из региона покинули турнир на первых стадиях плей-офф. Однако это не помешало местным фанатам топить за всех участников, а уж какую поддержку получал лично MATUMBAMAN — вообще отдельная история. В этом плане с точки зрения болельщиков ЮВА — действительно отличное место для TI (возможно, наравне с СНГ), особенно на фоне США, где интерес к Dota 2 значительно снизился.
На самом деле на TI редко можно было увидеть такую заполняемость
Last Chance — отличный формат
Пожалуй, главное достижение Valve в этом году — возвращение к системе Wild Card и расширение ее до полноценного турнира. О том, что Last Chance — это круто, мы писали еще до старта этапа. По сути, мы получили дополнительный самостоятельный международный турнир с сильными командами и высокой мотивацией участников. Это было зрелищно, увлекательно и интересно и воспринималось уже как часть The International.
Однако ключевой момент — мы получили две конкурентоспособные команды на основном этапе TI ( Team Secret и Team Liquid), которые в итоге вошли в топ-3. Имеющаяся система DPC мотивирует коллективы выступать на хорошем уровне весь сезон, а не «просыпаться» только к TI, и это действительно правильно. Однако это не значит, что на The International мы в итоге получим сильнейшие коллективы. Last Chance в этом плане несколько исправляет ситуацию, позволяя увидеть в основной стадии две дополнительные команды, которые сильны здесь и сейчас.
Если бы не Last Chance, то мы бы не увидели и это грандиозное восхождение Secret с Puppey
К слову, возможно, если бы такой формат был в прошлом году, то Tundra Esports показала бы себя на TI куда раньше. В конце прошлого сезона коллектив был в отличной форме и очень тонко чувствовал мету. Неслучайно до TI ростер победил в финале ESL One Fall 2021 будущих финалистов чемпионата мира из PSG.LGD, а сразу после TI одолел и саму Spirit в решающем поединке на OGA Dota PIT для Европы.
Last Chance определенно стоит сохранить и использовать в таком же виде в следующем сезоне и, возможно, даже расширить количество слотов с двух до четырех. Стоит отметить, что в комьюнити высказывалось мнение, что подобный подготовительный турнир — огромный (даже читерский) буст для его участников, которые имеют больше игровой практики и раньше адаптируются к мете, чем конкуренты, заранее отобравшиеся на TI. Да, команды из Last Chance действительно имеют небольшое преимущество, и на это стоило бы обратить внимание, начинайся TI сразу с плей-офф, а не с гигантского группового этапа из девяти матчей у каждой из команд. Ведь если такого количества игр тебе недостаточно для адаптации и набора формы и ты продолжаешь искать оправдания, значит, вероятно, тебе не место на TI. Да и Tundra, во всех отношениях лучшая команда этого чемпионата мира, как-то не испытала проблем из-за того, что ее соперник по гранд-финалу начинал путь в Сингапуре с Last Chance.
True Sight во время турнира
На The International 2022 организаторы показали новую фичу (хотя слово «новая» уместно только в контексте Dota 2): они использовали на трансляциях повторы с записью тимспиков команд. Естественно, PGL и это в первый раз умудрилась сделать криво: запись была вставлена неожиданно, звук не был настроен, а зрители вообще не поняли, что происходит. Однако по ходу турнира использование фичи наладили (организаторы поняли, что стоит отключать звуковую дорожку лайва и давать отбивку True Sight) и она стала интересной деталью поединков, позволяющей посмотреть, как игроки оценивали ситуацию и реагировали на какие-то важные эпизоды в матче или как принимались те или иные решения.
Просмотр таких эпизодов глазами игрока дает зрителю не только больше понимания ситуации и хода мыслей киберспортсменов, но и добавляет эмоциональной связи с командой. Это, естественно, идет в плюс зрелищности и драматизму турнира. Зрители и аналитики всегда гадают, как тот или иной момент в игре или поражение на карте скажется на коммуникации и атмосфере внутри коллектива. На TI11 мы получили возможность заглянуть на эту внутреннюю кухню, не дожидаясь выхода полноценного True Sight. Вот так, например, Puppey мотивировал и поддерживал своего керри перед началом третьей игры гранд-финала.
Странно, почему к такой фиче Dota 2 пришла только сейчас, ведь она проста и гениальна одновременно. Очень хотелось бы увидеть ее не только на следующем The International, но и на мейджорах.
Классная мета
Игры на The International 2022 были идеальны в плане зрелищности, это касается как их средней продолжительности, так и насыщенности действиями. Несмотря на то что последние патчи несколько замедлили игру, это практически не замечалось. Команды действовали активно с первых минут, в мидгейме никто не запирался на своей половине, вместо этого всегда были ранние убийства Рошана, массовые сражения за вышки, частые выходы в «смоках» и прочее.
К тому же мета The International 2022 не была статичной. Во время группового этапа мы пели дифирамбы Shadow Fiend, который был невероятно эффективен. Начался плей-офф, и герой сдулся: он проиграл почти во всех поединках, а потом и вовсе исчез из драфтов. На его место пришел Leshrac. Можно сказать: «Ну вот, новая имба, как скучно», однако ведь чемпион турнира ни разу не использовал этого героя! То есть главная имба TI оказывается не такой всесильной. Вместе с этим мы получили The International, где в мете есть Pudge, а это всегда дает +10 очков к зрелищности. А ведь еще в топ популярных героев попала Enigma, что само по себе круто: тут вам и драматизм от неудачных Black Hole, и камбэки после успешных. При этом у нас почти не было пассивных хард-керри, нацеленных на лейт, по типу Spectre, Medusa и Anti-Mage.
Твое лицо, когда все играют с имбой Leshrac, а твой мидер солит на Tusk
Пусть это и очень субъективно, но на прошедшем The International далеко не во всех матчах была игра уровня TI, однако при этом стратегии и драфты коллективов всегда располагали к веселой и зрелищной «Доте», которая раскрывалась еще сильнее от большого количества ошибок. К тому же у многих команд хватало собственных уникальных наработок, добавляющих всему действу еще больше разнообразия. И в этом плане особняком стоит Tundra…
Tundra — OG образца TI9
Сразу оговорюсь: я не сторонник теорий заговоров и не разделяю веры во всякие сценарии на TI (и уж тем более в 322 от Xiao8 в прошлом году). Однако я понимаю, что подспорьем к возникновению подобных вещей стало то, что Team Spirit на TI10 не создавала впечатления неоспоримо лучшей команды турнира. Где-то коллективу откровенно повезло, хотя это и не умаляет его заслуг. В этом плане Spirit была похожа на OG времен TI8. А вот Tundra стала OG образца TI9 — и это здорово!
Да, многие наверняка больше сопереживали Puppey или MATUMBAMAN — победа любого из них создала бы классный сторилайн. Однако успех Tundra — это настоящее торжество спортивной справедливости. Мы увидели команду, которая здесь и сейчас на голову сильнее абсолютно всех конкурентов. Ни одной проигранной серии за весь турнир и всего одна отданная карта в плей-офф — красноречивая статистика. Однако за этой статистикой стоит еще более интересный подход к игре и уникальные драфты. Tundra приехала в Сингапур играть в свою «Доту» и ни разу от нее не отступила. Shadow Fiend, Morphling, Leshrac, Pudge — коллективу было плевать на то, что популярно и работает у других, ведь у ростера был свой пул. Забавнее всего, что почти в каждом втором матче аналитики говорили, что соперник переиграл Tundra на драфте, а через 30 минут состав Saksa наглядно демонстрировал, как и почему его пик лучше.
Лучшие герои Tundra на TI11. Кстати, как вам средний KDA у Naga Siren? Впечатляет, да?
При этом победа Tundra — это целиком командная заслуга. Очень долго все успехи ростера приписывались исключительно офлейнеру 33, который считался главной звездой. Однако в Сингапуре все участники команды показали свой максимум. Nine вновь всех удивил нестандартными героями в центре, Оливер Skiter Лепко показал, что лучше него никто в мире не способен играть на Chaos Knight и Naga Siren, из которых он может выжать просто невероятный импакт. А Mirana от Sneyking — это же просто нечто! Да и Saksa с его умением выбрать момент для инициации на Tiny или идеальным исполнением на Hoodwink разве не тянет на звание лучшего игрока турнира? В той же самой степени, что и сам 33, который был полезен на любом офлейнере, даже если соперник во время драфта избавился от половины его пула.
Господство Tundra в Сингапуре было неоспоримым как в игровом плане, так и в стратегическом. Возможно, именно поэтому коллектив так безэмоционально воспринял победу на The International. Команда просто не сомневалась в своей силе и уже чувствовала исход гранд-финала после первой карты, а может быть, и вообще до старта матча. Такая доминация, конечно, убивает интригу, но оставляет приятное чувство справедливости и логичности произошедшего.
Матчи по расписанию — реальность
Да, поверить в такое спустя столько лет, кажется, просто невозможно. Однако оказалось, что матчи действительно можно начинать вовремя, а между картами и сериями не обязательно делать гигантские перерывы (здесь где-то флешбэком пронесся мейджор от WePlay). Но серьезно, за столько лет ни один турнирный оператор не сумел ни разу уложиться в свой же график и расписание, растягивая перерывы между играми и в итоге уходя глубоко в ночь. На The International 2022, даже когда речь шла о плей-офф, матчи исправно шли друг за другом, а перерывы были настолько короткими, что вы едва успевали сходить на кухню и заварить чай. И это при том, что у PGL опять была куча технических проблем с трансляцией, звуком на арене и прочим. По сути, мы столкнулись всего с одной серьезной задержкой — в матче OG и Liquid, когда Misha случайно покинул игру.
TI11 в очередной раз доказал, какой стрим нужно выбирать
Общий уровень продакшена на этом The International в значительной мере уступал предыдущим годам. Довольно поредевший состав каста и отсутствие студий аналитики на месте проведения чемпионата также сказались на итоговом продукте. Однако даже с ограниченными ресурсами можно сделать качественный контент, ну или как минимум достойный. И это получилось только у англоязычной студии. И если вы выбрали именно ее стрим для просмотра The International 2022, то ваше общее впечатление от турнира должно быть чуть выше, чем у зрителей русскоязычной трансляции. Англоязычные кастеры подготовили действительно крутой контент для зрителей. Здесь вам и тот самый мем про «RIP MATUMBAMAN», и серия роликов с харизматичным PyrionFlax. Ну а уж про короткометражку о жизни саппортов и говорить излишне — она гениальна!
И суть не только в роликах, но и в подаче материала, в общей атмосфере в студии. Англоязычные кастеры на протяжении всего турнира пытались создать у зрителя чувство праздника, развеселить его, чем-то удивить. Даже типичные кринж-моменты, как, например, когда Tsunami пинал голографические изображения непикнутых героев, а Sheepsticked изображала Meepo, выглядели мило и душевно. Не в обиду русскоязычным кастерам, но они, складывается впечатление, давно преисполнились своей значимостью и как будто считают, что само их появление в кадре — это уже праздник для зрителя, а дальше и стараться не нужно. И на этом фоне самоотдача англоязычных коллег действительно воодушевляет. Они не использовали эфирное время TI для перепалок и споров друг с другом или ласкания своего эго и перечисления прошлых заслуг, вместо этого они пытались сделать все возможно для зрителя. И в этом плане англоязычная студия продолжает развиваться с каждым турниром, постепенно внедряя новые лица. Но, конечно, главное — это возвращение на TI11 одного старого, но многими любимого лица — 2GD, того самого кастера, которого шесть лет назад послал Габен, отлучив его от профессиональной Dota 2.
The International 2022 в Сингапуре стал еще одним серьезным аргументом в пользу англоязычного стрима, показав, что даже в тяжелых условиях местные кастеры готовы сделать праздник и шоу. Да и, в конце концов, почему бы не подучить английский?
***
Пожалуй, то, каким скомканным, немного нелепым и порой будничным получился The International 2022, вполне логично, учитывая прошедший год. Отмененный первый мейджор, неполноценный второй, впопыхах состряпанная лига для СНГ, абсурдный перерасчет баллов… Этот сезон в целом, мягко говоря, был далек от идеала, и TI11 стал кульминацией этой череды неудач и ошибок. Однако все-таки куда приятнее будет запомнить этот The International благодаря крутой игре Tundra, невероятному пути MATUMBAMAN и Puppey через Last Chance до финального дня, безумному матчу Entity — RNG и прочим ярким деталям. А что касается недочетов и проблем TI 2022… Нам остается надеяться, что Гейб учтет ошибки этого турнира, а заодно прекратит сотрудничество с PGL, и через год мы увидим The International, о котором мечтали.
Источник: cybersport.ru